В Сокулукском районном народном суде слушалось дело Владимира Шуткина. Подсудимый, лет двадцати пяти, угрюмо смотрел то в зал, то на судей. Что он мог возразить против предъявленного ему обвинения?
В колхозе отмечался День работника сельского хозяйства. В клубе гремела музыка, кружились пары.Шуткин тоже «веселился», но по своему. В тот праздничный вечер он, по собственному его признанию, выпил около литра водки. Не помнил, как добрался до дома.
Рано утром в окно постучал Иван Борейко, с которым он должен был ехать в соседний колхоз. Увидев Владимира, опухшего и всклокоченного, ахнул:
— Как же тебе, пьяному, садиться за руль? Может, не поедем?
— Да я трезвее любого непьющего! — заявил Шуткин, хотя сам еще полностью находился во власти хмеля.
Плеснул в лицо холодной водой и шатающейся походкой вышел из дома.
Минут через десять они уже ехали на тракторе по улицам села, пробуждающегося к новому трудовому дню. Руль плохо слушался: трактор мотало вправо и влево.
— Давайка вернемся обратно,— снова предложил Борейко.— Как бы чего не случилось…
— Ты за меня не беспокойся,— отрезал Шуткин, сворачивая на трассу Фрунзе — Ош.
Движение в этот час здесь обычно слабое. Навстречу шел ЗИЛ-131. А впереди, метрах в тридцати, ехала телега, в которой сидело двое.
О том, что произошло спустя минуту, рассказали на суде свидетели.
— Еще издали я заметил телегу с людьми,— показывал шофер ЗИЛа-131 Кулинский,— и позади нее трактор. И вдруг трактор на полном ходу задел телегу. Сидевшие в ней люди упали на дорогу. Лошади шарахнулись в сторону и утащили за собой в кювет человека, державшего вожжи. Это спасло ему жизнь. Второй остался лежать на проезжей части. Трактор объехал его, но сзади был еще прицеп…
Иван Борейко просил Шуткина остановиться и оказать помощь пострадавшим, но тот ничего не ответил и прибавил скорость.
Поблизости оказался военнослужащий Дашенко. Увидев, что тракторист пытается скрыться, он вместе с шофером ЗИЛа-131 бросился в погоню. Остановили трактор. С трудом удерживая равновесие» тракторист вышел из кабины…
Картина преступления на суде восстановлена полностью. Подсудимый своей вины не отрицал.
и вдруг…
— Слово предоставляется общественному защитнику,— объявляет судья Раиса Антоновна Чернокнижная.
— Коллектив бригады,—начал СагимбекАргымбаев,—поручил мне высказать на суде его мнение по поводу случившегося…
— Владимира Шуткина мы хорошо знаем,— говорил в своей защитительной речи бригадир Аргымбаев.— Шестой год он трудится у нас в бригаде. Человек добросовестный, что ему ни поручишь — сделает точно и в срок. Инициативен. В любом деле показывает пример. В коллективе пользуется авторитетом. От руководства колхоза неоднократно получал благодарности, премии…
Общественный защитник обстоятельно перечислил все добродетели подсудимого. О праздничной пьянке упомянул как бы мимоходом: дело-то такое, в котором не один Шуткин замешан. Только у других все обошлось благополучно, а ему вот не повезло.
— Но ведь, уважаемые судьи,— продолжал Аргымбаев,— Шуткин не нарочно же все это совершил. Причиной всему — нелепая случайность. А коли так, то и нечего его судить особенно строго. Отдайте его нам на поруки!..
Что же кроется за столь поразительным ходатайством?
Собрали за несколько дней до суда механизаторов в ремонтных мастерских. Кто с поля приехал, кого вызвали из дому. Некоторые недоумевали:
— По какому случаю такая спешка?
— На Володьку Шуткина возбудили дело. Судить будут.
— Во-он оно что! Не обошлось, значит?
— Не обошлось. СагимбекАргымбаев хочет ему помочь.
Не случайно преступление Владимира Шуткина. Причина — постоянные пьянки. И в тот день, не придя в себя после вчерашней попойки, сел за руль…
Но беда могла приключиться и раньше. При таком образе жизни лишь случайно избегал Шуткин аварий, подвергая опасности людей и себя самого, садясь за руль с хмельной головой. И беда случилась! Погиб человек.
Вот что должно было в первую очередь обеспокоить механизаторов тракторно-полеводческой бригады. В самое бы время им спросить себя: как же так получилось, что наш товарищ по работе, с которым мы еще вчера вместе выезжали на поля, жили общими радостями и заботами землепашцев, сегодня вдруг оказался на скамье подсудимых? А ну-ка, уважаемые сельчане, давайте по справедливости разберемся во всей этой истории.
Но механизаторы думали о другом: надо вызволять из беды Шуткина. Давайте возьмем его на поруки! Мнение коллектива — великая сила, суд не может к нему не прислушаться.
Так коллектив тракторно-полеводческой бригады направил в суд ходатайство и отрядил для участия в процессе общественного защитника. Выразил, так сказать, свое мнение. Семьдесят человек в бригаде. На собрании выступило трое. Остальные? …Равнодушно проголосовали и разошлись по домам.
Происшедшее для механизаторов — всего лишь досадное недоразумение. Не более. Отсюда и бездумное ходатайство о передаче на поруки, не имеющее ничего общего с законом. А это значит: то, что сегодня случилось с Владимиром Шуткиным, завтра может произойти с любым членом бригады.
Вот почему суд, рассмотрев все обстоятельства дела, в своем приговоре указал: «Ходатайство коллектива тракторно-полеводческой бригады колхоза «Победа» отклонить».
Владимир Шуткин наказан по закону.